Post_icon

ФАС продолжает настаивать на снижении цен перед вылетом

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выдала предупреждение ряду крупных российских авиакомпаний . Регулятор недоволен отсутствием снижения цен незадолго до вылета в случае низкого спроса. ФАС пожелала, чтобы перевозчики модифицировали свои системы бронирования к 15 мая, сообщает соб.корр. tomsk-hotel.ru.

Предупреждение направлено «Аэрофлоту» (и его дочерним компаниям «Россия» и Orenair), «Сибири» (и ее «дочке» Globus), UTair и «Трансаэро». Кроме того, по неизвестным причинам в список ФАС угодила несуществующая уже «Владивосток Авиа», причем антимонопольщики в пресс-релизе умудрились назвать ее «ОАО «Владивосток «Россия»». Неизвестно, попал ли в итоге этот документ в авиакомпанию «Аврора», также входящую в группу «Аэрофлота» и получившую в конце прошлого года флот и маршрутную сеть «Владивосток Авиа».

По мнению ФАС, «признаки нарушения антимонопольного законодательства выразились в навязывании потребителям тарифов без учета динамики потребительского спроса по мере приближения к дате вылета». Иными словами, ФАС не устраивает нынешняя ситуация, при которой авиакомпании не делают скидку в последние дни и часы перед вылетом даже в том случае, когда в самолете остается много пустых кресел. В итоге эти кресла так и улетают пустыми, а пассажиры, которые могли бы купить их по невысокой цене, вынуждены отказываться от поездки либо использовать другие виды транспорта.

Инициатива, которая первоначально была изложена в феврале в виде предложения отказаться от используемых глобальных систем бронирования и создать собственную, вызвала массовую критику со стороны авиакомпаний и экспертов. Их основной аргумент сводился к тому, что если обязать перевозчиков снижать цены перед вылетом, то многие пассажиры будут ждать этого момента и откажутся от предварительной покупки билетов, что губительно скажется на экономике авиакомпаний. Позднее ФАС уточнила, что речь идет не об отказе от каких-либо систем бронирования, а лишь о корректировке алгоритмов формирования тарифов, используемых авиакомпаниями в рамках этих систем.

«Сейчас авиаперевозчики фактически сконцентрировались на ожидании, что в последний момент перед вылетом придет бизнесмен или командированный, который купит билет по высокой цене, — заявил в середине марта заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин. — В итоге компании перевозят значительно меньше пассажиров, чем могли бы. В то время как на железнодорожном транспорте на маршрутах с динамическим ценообразованием применяется другой принцип: если рейс продается плохо, то в последние дни цена снижается. В результате на этих маршрутах увеличивается и пассажиропоток, и выручка. На этих маршрутах отмечен рост перевозок на 2,5%, в то время как остальные дальние перевозки падают. При этом средняя доходность с каждого пассажира на этих линиях стала чуть ниже, но в силу большего их числа итог гораздо более выгодный для РЖД».

«При этом речь не идет о том, чтобы заставить перевозчиков снижать тарифы перед вылетом во всех случаях. Разговор о том, чтобы было как на железной дороге — чтобы цена уменьшалась только в том случае, если продажи на рейсе невелики. То есть это будут, как правило, вылеты в непиковое время или в наименее популярные дни. Мы не считаем, что это приведет к тому, что пассажиры специально будут ждать последней минуты, чтобы купить билет, потому что не будет никаких гарантий уменьшения цены на конкретный рейс перед вылетом, и запросто можно будет остаться без билета вообще», — отметил Голомолзин.

При всей спорности этой инициативы ФАС даже в нынешнем измененном виде, не исключено, что она побудит авиакомпании к некоторым положительным сдвигам. В частности, возможно, что перевозчики несколько изменят устоявшуюся в России в последние 2-3 года странную систему выставления одинаковых минимальных цен на всю глубину продаж. Но возможны и негативные последствия давления регулятора — перевозчики могут, наоборот, поднять значительную часть тарифов.

Автор: Юрий Плохотниченко