Post_icon

ФАС хочет снижения цен перед вылетом на отдельных рейсах

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) внесла некоторую ясность в ситуацию с инициативой по созданию собственной российской системы бронирования авиабилетов и отказу от использования общемировых. Регулятор желает привести принципы формирования авиатарифов приблизительно к тем, что используются для так называемой системы динамического ценообразования на отдельных маршрутах РЖД.

Напомним, что ФАС не устраивает нынешняя ситуация, при которой авиакомпании не делают скидку в последние дни и часы перед вылетом даже в том случае, когда в самолете остается много пустых кресел. В итоге эти кресла так и улетают пустыми, а пассажиры, которые могли бы купить их по невысокой цене, вынуждены отказываться от поездки либо использовать другие виды транспорта.

Инициатива, которая первоначально была изложена в виде предложения отказаться от используемых глобальных систем бронирования и создать собственную, вызвала массовую критику со стороны авиакомпаний и экспертов. Их основной аргумент сводился к тому, что если обязать перевозчиков снижать цены перед вылетом, то многие пассажиры будут ждать этого момента и откажутся от предварительной покупки билетов, что губительно скажется на экономике авиакомпаний.

На проходящем в Москве форуме «Развитие аэропортов в России и СНГ» ситуацию прояснил заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин. Он заявил, что речь идет не об отказе от каких-либо систем бронирования, а лишь о корректировке алгоритмов формирования тарифов, используемых авиакомпаниями в рамках этих систем.

«Сейчас авиаперевозчики фактически сконцентрировались на ожидании, что в последний момент перед вылетом придет бизнесмен или командированный, который купит билет по высокой цене, — заявил Голомолзин. — В итоге компании перевозят значительно меньше пассажиров, чем могли бы. В то время как на железнодорожном транспорте на маршрутах с динамическим ценообразованием применяется другой принцип: если рейс продается плохо, то в последние дни цена снижается. В результате на этих маршрутах увеличивается и пассажиропоток, и выручка. На этих маршрутах отмечен рост перевозок на 2,5%, в то время как остальные дальние перевозки падают. При этом средняя доходность с каждого пассажира на этих линиях стала чуть ниже, но в силу большего их числа итог гораздо более выгодный для РЖД».

«Сейчас проводятся консультации с авиакомпаниями — в частности, «Аэрофлотом» и «Трансаэро» — о том, каким образом они могли бы изменить свои системы ценообразования. При этом речь не идет о том, чтобы заставить их снижать тарифы перед вылетом во всех случаях. Разговор о том, чтобы было как на железной дороге — чтобы цена уменьшалась только в том случае, если продажи на рейсе невелики. То есть это будут, как правило, вылеты в непиковое время или в наименее популярные дни. Мы не считаем, что это приведет к тому, что пассажиры специально будут ждать последней минуты, чтобы купить билет, потому что не будет никаких гарантий уменьшения цены на конкретный рейс перед вылетом, и запросто можно будет остаться без билета вообще», — отметил Голомолзин.

При всей спорности этой инициативы ФАС даже в нынешнем измененном виде, не исключено, что она побудит авиакомпании к некоторым положительным сдвигам. В частности, возможно, что перевозчики несколько изменят устоявшуюся в России в последние 2-3 года странную систему выставления одинаковых минимальных цен на всю глубину продаж.

Автор: Юрий Плохотниченко