Сегодня в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге открылась выставка «Клод Моне. Три пейзажа из Фонда Байелера», сообщает соб. корр. tomsk-hotel.ru . В этом музее уже находится восемь полотен Моне, в том числе знаменитые «Дама в саду» и «Мост Ватерлоо. Эффект тумана». Однако, как пояснил куратор выставки Альберт Костеневич, поздние работы мастера, написавшего за свою жизнь более двух тысяч картин, здесь почти не представлены. Теперь, благодаря сотрудничеству со швейцарским Фондом Байелера, петербуржцы и гости города смогут оценить творчество основоположника импрессионизма во всем его многообразии.
На выставке представлены три поздних работы Моне: это одно из лучших полотен серии «Руанский собор» — «Западный портал и башня Альбана. Утренний эффект» (1984), а также «Японский мостик» (1918-1924) и «Кувшинки» (1914-1917). В качестве ответного жеста Эрмитаж отправит на временную выставку в Швейцарию несколько полотен Поля Гогена.
Для того чтобы писать Руанский собор, Моне снимал квартиру напротив: он создал около 30 полотен, на которых храм запечатлен в разное время суток и при разной погоде. Интересно, что художник ни разу за все это время не зашел внутрь собора: его интересовала лишь игра света и тени на камне.
«Японский мостик» и «Кувшинки» Моне создавал в тяжелое для себя время, находя в работе спасение: он потерял любимую жену, кроме того, у него ухудшалось зрение. Возможно, именно из-за проблем со зрением художник использовал большие холсты — все полотна серии «Кувшинки» очень велики по размеру, шириной до шести метров и высотой в два метра. Натурой для обоих пейзажей служили сады с живописными прудами, созданные самим Моне в деревеньке Живерни, где он жил с 1893 года до конца своей жизни — больше 30 лет. Интересно, что местные жители горячо протестовали против садов Моне и даже затеяли судебный процесс, однако художник выиграл дело. Теперь туристы приезжают сюда лишь для того, чтобы увидеть сады, разбитые художником и вдохновлявшие его на создание картин.
Выставка продлится до 13 сентября. Покупать отдельный билет не нужно. Три пейзажа выставлены в 320-м зале на третьем этаже музея, рядом с залом, в котором находятся работы Моне из коллекции Эрмитажа.